Считается, что в коррумпированных отношениях участвуют двое: дающий
и берущий взятку. Но, на мой взгляд, в этих отношениях есть ещё по
одному участнику с каждой стороны. Их нельзя увидеть, измерить в
килограммах или метрах, им нельзя позвонить или написать жалобу. Но
этих участников процесса можно почувствовать. Это Совесть. Совесть
берущего и совесть дающего взятку.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать
собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный
самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку
совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания
личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного
значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний,
т.н. "угрызений совести"
Коррумпированные действия – это в первую очередь сделка с
собственной совестью. И масштабы взяточничества зависят прямо
пропорционально от того, на сколько развито это чувство у каждого
участника процесса.
Можно сколько угодно рассуждать на тему наличия совести у человека.
Но думаю, никто не станет спорить с тем, что в первую очередь, именно
люди, наделённые полномочиями должны обладать основными задатками таких
моральных ценностей, как совесть, честь, справедливость. Получается
так, что изначальная пригодность человека во многом зависит от
установок, полученных в детстве в процессе воспитания, потому что
именно тогда закладываются основные ценности и принципы личности. И
если человек профессионал в какой либо сфере - он уже наделён
полномочиями: если это учитель- полномочие учить, врач - лечить,
чиновник - управлять и принимать решения.
Таким образом, профессионалом можно считать человек обладающего не
только комплексом знаний, умений и навыков, но ещё и обладающего
общепринятыми человеческими ценностями, соотнесёнными с его
профессиональной деятельностью.
И тут встаёт вопрос о профессиональной этике любого специалиста.
Комплекс ценностей и общая культура человека должны вписываться в
контекст миссии, которую он несёт на своём посту. Кто, когда и каким
образом должен разъяснять эту миссию? Должностные инструкции очерчивают
правовое поле действий специалиста, в то время, как моральные аспекты
затронуть здесь практически не возможно.
Корпоративная этика – следующий уровень осознания человеком своей
значимости и причастности к общему делу. Обладая профессиональной
этикой, человек входит в коллектив и несёт ответственность уже не
только за себя, как за специалиста, но ещё и за весь коллектив, который
объединён профессиональной миссией. Зачастую, современные проявления
корпоративной этики носят защитный характер для своих сотрудников. В то
время, как ответственность каждого специалиста за общее дело редко
является критерием развитости корпоративного духа. Круговая порука,
трактуемая как групповая ответственность за обязательства одного,
должна в этой ситуации «вывернуться на изнанку», и стать
ответственностью каждого за общее дело.
Но рассматривать коррупцию только с точки зрения психологии и
культуры было бы не верно. С взятками бороться нужно здесь и сейчас, а
не ждать, когда новое поколение, воспитанное на примерах современной
элиты (которую ещё предстоит сформировать), придёт и наведёт порядок.
Карательные меры, предусмотренные нормативно - правовыми актами РФ и её
субъектами должны на контрастах с положительными примерами влиять на
формирование нетерпимости к коррумпированным действиям. Другими
словами, взрослых – наказывать, а детей - учить. Для того, чтобы это
происходило, на государственном уровне нужно определить идеологию и
стратегию культурного развития нашего общества.
На мой взгляд, комплексный государственный подход к проблеме
коррупции, поможет приблизиться нам к тому, чтобы через несколько
десятилетий взяточничество, «кумовство» и сделки с собственной совестью
должностных лиц считались не нормой поведения в нашем обществе, а
расценивались каждым человеком как внутренняя угроза ему лично и
государству в целом.
Марина Краснова, депутат Молодежного парламента, руководитель фракции «Молодая Гвардия Единой России»
|