Они идут наперекор своей судьбе каждый день, преодолевая себя и то
давление, которое, порой, приходится испытывать от таких, как мы -
«здоровых». Те, кто волею судьбы стал инвалидами, еще более
чувствительно относятся к окружению и всему новому в жизни. Их опорой
зачастую становятся родные, друзья.
Хорошо, когда поддержка осуществляется и со стороны педагогов.
Именно они, как никто другие, наравне с близкими, должны бы помогать
детям наиболее безболезненным способом адаптироваться в обществе. Но
случается и такое, что эта, казалось бы, прочная «опора» дает
«трещину». А школа становится местом закалки нервов и быстрого
взросления.
С виду они самые обычные люди. Но их выделяет из толпы одно -
жизнерадостность. Церебральный паралич, бронхиальная астма, сахарный
диабет, эпилепсия. Это далеко не полный список тех страшных болезней,
которые ломают человеческую жизнь не только внешне, но и внутренне. А,
чтобы жить с таким диагнозом и бороться за право быть признанным в
обществе, нужно иметь силу воли.
***
Нашу героиню зовут Василина. Инвалид 3 группы, она не понаслышке знает о том, каких усилий стоит реализация учебного процесса.
Обучение девушка прошла в обычной общеобразовательной школе. Учеба
была в радость. Но вот предвзятое отношение и постоянное запугивание со
стороны учебного руководства о переводе во вспомогательную школу
(коррекционную) за пару троек в четверти стали для Василины началом
хождений по мукам.
«Если раньше я могла пробыть в школе с 8 до 18 вечера, мне это было
ничуть не в тягость, то теперь я просто не могла досидеть до конца
занятий... Несмотря на все мои старания, даже участие в спортивных
соревнованиях, это было скорее доказательство себе, а не им, что я могу
как ВСЕ. Мое упорство было бесполезным, пустым звуком».
Среди тех, кто наиболее лояльно относился к Василине, были учителя
химии и биологии. Возможно, поэтому предметы и стали любимыми, и
определили выбор профессии.
«В 10 классе новый коллектив ребят, не зная о моей болезни, принял
меня очень хорошо. Не ожидая такого поворота, некоторые преподаватели в
открытую выставляли меня не в самом лучшем свете». И снова сформировали
негативное отношение ко мне.
В надежде испытать себя, в очередной раз Василина отправляется в
Михайловский колледж-интернат в Рязанской области. Здесь ведется
обучение, как учащихся общеобразовательных школ, так и ребят с
различными заболеваниями. И поступление проходит три раза в год.
Основной упор в учебном процессе делается на экономику, бухгалтерский
учет, информатику.
Вступительные испытания оказались сложными не только для Василины,
но и большинства желающих поступить. Математика, русский язык (где
знание всевозможных правил - обязательный элемент) и, наконец, логика.
Задание состояло в том, что бы решить за минуту как можно больше задач.
Взрослые, пришедшие поддержать своих детей, недоумевали от уровня
сложности заданий. И при всем желании - ничем не могли помочь детям. Я
оказалась в числе тех, кто не прошел. Единицы выполнили норму
проходного балла. Но я не расстраиваюсь, так как в этом колледже для
инвалидов определен возрастной ценз поступления - от 16 до 30 лет. Так
что, все впереди!»
Не падая духом, она спешит обратно в Киров.
Статистика утверждает, что только 5-10% инвалидов могут обучаться в вузе и вести нормальную жизнь.
Очередная проверка на прочность - поступление в вуз. Выбор Василиной
ВГСХА оказался не случаен. Во-первых, объяснила девушка, только там
есть необходимая медицинская помощь - кардиологи, которые смогут в
случае чего помочь. «Помимо этого вуза, пробовала подавать документы в
медицинскую академию. Но, только заглянув одним глазом в справку о
здоровье, приемная комиссия тотчас возвратила документы обратно».
Естественно, речи о сдаче экзаменов не могло и быть. Особенно поразила,
вспоминает Василина, реакция деканата: «Такие люди не живут! А вы
пришли поступать…» Дверь в медицинскую академию теперь окончательно
наглухо закрылась. Да и желание после таких слов у девушки пропало.
«Болезнь моя такова, что может проявиться спонтанно. У некоторых
симптомы проявляются от: перегрузок или банального эмоционального
расстройства. Кардиостимулятор помогает поддерживать и увеличивать
количество ударов сердца до оптимального уровня. Так как в отличие от
нормального сердцебиения, мое проходит медленнее. Его ношу с собой, и в
случае чего - применяю, чтоб не прерывать учебу.
Выбор специальности в ВГСХА привел Василину в тупик. А его надо было
бы делать на тот момент скорее. «В моей родне все экономисты,-
признается она. - Мама была в шоке, когда я сказала, что поступила на
биологический на специальность зоотехник-зверовод».
В большинстве вузов студентам определенных категорий предоставляются
социальные стипендии. Инвалиды входят в это число. Но есть ограничения
по ее выплате. «Так, - поясняет Василина, - она выдается только
инвалидам первой (считается нерабочей) и второй группы. А что делать
тем, у кого третья (рабочая) группа? Теперь, когда из второй группы
меня перевели в третью, я не буду получать социальную стипендию. Без
нее будет тяжелее...»
Несмотря на неприятности, пережитые в школе, Василина мечтает стать
учителем. Как бы то не было парадоксально! Изначально все люди считают
себя нормальными, полноценными, просто матушка-природа наделяет нас
разными способностями. Некоторые учителя, по-видимому, этого урока, к
несчастью, или не знают, или не хотят понимать, калеча тем самым души
еще маленьких людей.
К сожалению, цель Василины недостижима, так как люди с ее диагнозом
не допускаются работать в образовательных учреждениях. А ей так хочется
быть понимающей и терпеливой по отношению именно к детям. Чего так и не
довелось увидеть Василине в ее школе.
«И все-таки я очень хочу поступить в ВятГГУ и получить второе высшее образование - педагогическое. Хотя бы для себя…»
Мнение: Мама инвалида с детства Смирнова Людмила Аркадьевна
рассказывает: «Через некоторое время после того, как моя дочь Мария
стала принимать участие в различных физкультурно-оздоровительных и
культурно-развлекательных мероприятиях, акциях, организуемых Кировским
отделением «Молодой Гвардии» (начальник – Алексей Кузьмин), Областной
комиссией по работе с молодыми инвалидами КОО ВОИ, клубом молодых
инвалидов г. Кирова «Виктория» и Первомайской районной организаций
инвалидов, под руководством чуткого и доброжелательного человека
Барбаренко Лидии Алексеевны, из замкнутой, стеснительной девушки она
превратилась в настоящую активистку организации, приобрела много
друзей, знакомых, лучше стало ее самочувствие и укрепилось душевное
равновесие. Наш пример не единственный. Главное верить в свои силы и
тогда все обязательно получится».
Александр Пестов, депутат Молодежного парламента, координатор по взаимодействию с общественными объединениями инвалидов
КРО ВОО «Молодая Гвардия Единой России»
|