Уже несколько лет в России постепенно идет реформа образования. Все это
время не прекращаются споры по поводу проведения единого
государственного экзамена. И с каждым годом все больше перевес идет
в сторону противников проведения итоговой аттестации школьников в такой
форме.
Выбранная стратегия реформирования системы образования не самая
лучшая. ЕГЭ проверяет больше не знания, а умение… сдавать ЕГЭ. Кроме
того, он нервирует не только родителей, школьников и учителей, но и
преподавателей ВУЗов. Представители высших учебных заведений отмечают,
что с каждым годом увеличивается количество студентов, которые
не «умеют думать». Не сложно догадаться, с чем это связано. Тестовые
задания, из которых состоит экзамен, не предполагают глубокой проверки
знаний, и часто не соответствуют школьной программе. Процесс подготовки
к ЕГЭ превращается в сомнительное «натаскивание» на тест. К чему
это ведет? К стандартизации мышления, отсутствию собственного мнения
и критической оценки действительности?
Аргументы в пользу ЕГЭ повторяются очень часто. Каждый из нас уже наизусть знает, что ЕГЭ дает:
равные шансы для поступления в ВУЗ;
снижает уровень коррупции и упрощает жизнь абитуриентов.
Но результаты проведения подобной аттестации за последние годы разбивают каждое из этих утверждений.
Так вот, ЕГЭ дает не только равные шансы для поступления, но и реальный
шанс лишиться такой возможности. Не набравший необходимого количества
баллов выпускник получает вместо аттестата «волчий билет». При этом
баллы, полученные на ЕГЭ, совсем не соответствуют действительности.
Это связано в первую очередь с тем, что на ЕГЭ не учитывается
человеческий фактор в понимании психологического состояния учащегося.
Каждый из нас волнуется на любом экзамене, а здесь еще добавляется
на подсознательном уровне, что если ты не сдашь ЕГЭ, то не может быть
речи ни о каком дальнейшем высшем образовании.
Нас пытаются убедить в том, что объективную оценку знаний дает
именно ЕГЭ, а учителя не дают. Но почему тогда выпускники 2008 подали
большое количество апелляций, и почти все они были удовлетворены.
Вывод: ни объективности, ни качества, ни адекватности содержанию в ЕГЭ
не заложено. Идёт элементарное натаскивание на сдачу экзамена.
Те задания, которые учащиеся могли решить, они решали. А где нет,
пускали в ход метод «научного тыка» и интуицию.
Наконец, ЕГЭ не решает проблемы коррупции. Все мы знаем, что коррупция,
равно как и мафия непобедима. В стране кризис, и такие деньги тратятся
на весь этот ужас. Поймет ли когда–нибудь
наше общество, что это преступление перед школой и будущим? Бороться
против взяточничества и коррупции с помощью ЕГЭ – абсурдно. Это все
равно, что пускать безоружных детей против танков. Не кто победит,
а кто сумеет убежать.
Интересен также факт того, что введение ЕГЭ по всей стране идет
параллельно с массовыми закрытиями ВУЗов и сокращениями бюджетных мест.
Что это – случайность, совпадение или закономерность? Остается только
догадываться.
Я сама по специальности учитель математики с дополнительной
специальностью информатика. На своем пусть и не богатом, но опыте,
знаю, что, готовясь к каждому уроку, учитель ставит перед собой
не только образовательные цели, но и развивающие, и воспитательные.
С большой натяжкой, но предположим, что ЕГЭ помогает оценить уровень
знаний выпускников. Но как, позвольте спросить, по ЕГЭ можно узнать
уровень сформированности личности? Учителя, пытаясь добиться
от учеников успешного написания ЕГЭ, порой забывают о том, что дети –
это граждане нашей страны, которым не должно быть чуждо чувство
патриотизма, нравственности. У учеников же все предметы начинают
делиться на «нужные» и «ненужные». А самое страшное, что у меня
пятиклассники спрашивают, будем ли мы в этом году готовиться к ЕГЭ.
Первый заместитель Профсоюза работников народного образования
и науки города Москвы Владимир Юдин выразил свое мнение относительно
ЕГЭ: «Тестирование – противоречит всем тем задачам, которые ставит
перед собой образование». А господин Фурсенко попросил педагогов
вспомнить о том, что «учеников надо готовить не к ЕГЭ, а к дальнейшей
жизни». В связи с этим глава Минобрнауки подчеркнул, что «если
ЕГЭ плохо проверяет знания, нужно менять материалы, по которым
он сдается».
Возможно, система итогового тестирования и нашла бы поддержку
в нашей стране, но внедрять ее нужно было постепенно. Может, пришлось
бы потратить на это ни одно десятилетие. Но прежде чем этим заниматься,
стоит задуматься, нужно ли копировать опыт (не совсем удачный) западных
стран.
Россия всегда славилась высоким уровнем образования. Что теперь
происходит с системой нашего образования и не приведут ли эти процессы
к полной деградации нашей нации? Пора понять: наше право на образование
находится под угрозой. Но сегодня еще не поздно защитить его.
Елена Козлова, депутат Молодежного парламента, заместитель председателя комитета по связям с общественностью
|