Уважаемые коллеги!
Целью моего выступления является отчет о работе Молодежного парламента Кировской области II созыва.
Напомню, что II созыв начал свою работу 21 декабря 2007 года. В него были избраны представители 6 организаций молодежного самоуправления: Совет старшеклассников, Совет студентов среднеспециальных учебных заведений, Кировский областной студенческий совет ВУЗов, Ассоциация работающей молодежи Кировской области, Ассоциация молодежи районов Кировской области, Ассоциация «Круглый стол» детских и молодежных общественных объединений; а также представители 5-ти политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, и «Аграрная партия России». Общее количество депутатов составило 34 человека.
Структура Молодежного парламента II созыва представлена тремя комитетами: по законодательству и правовым вопросам, по экспертизе и разработке программ в сфере молодежной политики и по связям с общественностью. Кроме того, в парламенте были созданы 3 депутатских объединения: фракция «Молодая Гвардия», фракция «За свободу и социальную справедливость» и депутатская группа «Общественные объединения Кировской области».
Говоря об итогах работы Молодежного парламента II созыва хотел бы отметить, что нам с вами удалось сделать, чего не удалось, и какие факторы влияли на работу парламента, как с положительной так и с отрицательной стороны.
Итак, что сделано:
Разработана и принята Стратегия молодежной политики Кировской области до 2020 года.
Напомню, что разработка стратегии началась еще в декабре 2007 года фракцией «Молодая Гвардия».
В апреле 2008 года – проект Стратегии был презентован на окружном заседании Государственного комитета РФ по делам молодежи в г. Н.Новгороде. в присутствии руководителей региональных органов по работе с молодежью, а также председателя Госкомитета Василия Якеменко, депутатов ГД РФ и заместителя Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Владимира Зорина.
В апреле-мае 2008 г. прошло широкое обсуждение проектов в молодежной среде. В обсуждении приняли участие представители таких организаций, как Молодежное правительство Кировской области, «Российский союз молодежи», «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДиМСИ), Областной совет студентов ВУЗов, Городской совет студентов ССУЗов, Ассоциация работающей молодежи, Советы молодежи в районах области. Всего было проведено более 30 встреч.
В мае 2008 г. проект Стратегии был принят Молодежным парламентом Кировской области в первом чтении. По итогам принятия были собраны предложения и замечания по проекту, представленные молодежными организациями и управлением по делам молодежи Кировской области.
В июне 2008 г. была организована рабочая группа Молодежного парламента по доработке проекта Стратегии с участием депутатов Молодежного парламента, членов Молодежного правительства, руководителей управления по делам молодежи, с привлечением специалистов и экспертов. Помимо привлекаемых региональных экспертов, экспертиза проектов Стратегии и Закона «О молодежи и молодежной политике» была осуществлена на федеральном уровне с участием специалистов Министерства физкультуры, спорта и молодежной политики РФ и Национального совета детских и молодежных общественных объединений.
С целью получения дополнительных данных для подготовки Стратегии, в июле-сентябре 2008 г. комитетом по связям с общественностью молодежного парламента совместно с рядом молодежных общественных организаций было проведено социологическое исследование положения молодежи в Кировской области.
В сентябре проект Стратегии был принят Молодежным парламентом во II-м чтении и передан в Правительство области. Сейчас, когда сформируется новый состав Правительства, депутатам Молодежного парламента нужно будет активно включиться в продвижение этого проекта на уровне Правительства области.
Позитивным моментом можно считать то, что большая часть предложений молодежной стратегии была включено в раздел «Молодежная политика» Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года.
Хочу отметить, что впервые со времени создания молодежного парламента, разрабатываемый стратегический документ прошел столь глубокую проработку и такое широкое общественное обсуждение.
Параллельно со стратегией Молодежным парламентом разрабатывался закон «О молодежи и молодежной политике Кировской области», если сравнивать этот процесс с разработкой стратегии, то, наверное, необходимо отметить, что, несмотря на верную стратегическую линию закона, нам с вами уважаемые депутаты, не совсем хватило времени и юридической грамотности, чтобы подготовить этот документ достаточно качественно. Все мы помним, что у нас была достаточно горячая дискуссия во время принятия закона во втором чтении.
Исходя из этого, возможно, что окончательная доработка проекта может быть осуществлена в формате рабочей группы, состоящей из представителей молодежного парламента Законодательного Собрания, областного управления по делам молодежи и привлекаемых для этой работы специалистов и экспертов в сфере молодежной политики.
Если говорить о других законопроектах, то могу проинформировать вас о том, что удалось достичь принципиальной договоренности с председателем комитета Законодательного Собрания по социальным вопросам, о том, что уже в начале 2009 года будут приняты поправки в законодательство о выборах, которые были предложены Молодежным парламентом.
Напомню, что поправки касаются решения вопроса о наделении правом голоса на областных и муниципальных выборах студентов, проживающих по временной регистрации в общежитиях. На сегодняшний день они такого права не имеют.
Что касается мероприятий, которые не связаны напрямую с законотворчеством, то можно отметить, что:
- проведено два социологических исследования, их итоги опубликованы на сайте Молодежного парламента;
- решается вопрос с выделением дополнительных мест в общежитиях средне-специальных учебных заведений для проживания студентов ВУЗов, надеюсь, что в III созыве, депутат который занимается этим вопросом (Е. Торощина) доведет дело до конца;
- в феврале этого года Молодежный парламент выступил одним из организаторов региональной акции «Мы пишем президенту»;
- в мае 2008 года при участии Молодежного парламента организован форум молодых парламентариев ПФО, где была создана окружная ассоциация МП, которую возглавил представитель Кировской области, председатель Молодежного парламента I созыва Александр Бажин;
- в июне наш коллега Владимир Костин участвовал в финале конкурса «Молодой парламентарий 2008», где занял 5 место. Поверьте, это очень высокий результат. Зам. председателя Госдумы С. Журова в своем интервью дала выступлению Владимира очень высокую оценку.
- по данным комитета по связям с общественностью, за период работы II созыва в электронных СМИ вышло 47 сюжетов, связанных с деятельностью молодежного парламента и его депутатов. Это значимый показатель, который говорит о наличии интереса общественности к работе парламента.
Также необходимо отметить, что в течение года депутатами парламента проведены встречи с молодежью в районах: Котельничском, Кирово-Чепецком, Фаленском, Опаринском, Богородском, Яранском, Санчурском, Тужинском, в последних трех инициировано создание молодежных консультативно-совещательных структур, при органах местного самоуправления.
Для проведения социологических опросов депутаты выезжали в районы:
Котельничский, Кирово-Чепецкий, Слободской, Свечинский, Омутнинский, Нагорский, Лебяжский, Яранский, Даровской, Вятско-полянский, Арбажский, Белохолуницкий, Пижанский, Опаринский, Фаленский и Орловский.
Это, что касается наших успехов. Того, что у нас получилось, что мы смогли реализовать.
Теперь о том чего НЕ удалось:
При обсуждении итогов работы на прошедшем заседании Совета Молодежного парламента было отмечено, что недостаточно эффективно сработал комитет по экспертизе и разработке программ в сфере молодежной политики. Даже принимая во внимание, что многие члены комитета принимали участи в разработке стратегии – это не снимает с них ответственности за выполнение основного функционала комитета. Но, надеюсь, что в новом составе мы не отойдем от идеи аудита существующих областных и муниципальных программ для того, чтобы скорректировать их в соответствии с приоритетами Стратегии молодежной политики.
Недоработкой комитета по законодательству и правовым вопросам можно считать то, что к проекту закона «О молодежи и молодежной политике», было много замечаний правового характера.
В целом слабой стороной второго созыва Молодежного парламента можно считать крайне малое количество предлагаемых к рассмотрению инициатив. Из 34-х депутатов о своих инициативах в течение года заявили только 9! Вдумайтесь в эту цифру и попытайтесь каждый мысленно оценить свою работу.
Подводя итоги работы за год, считаю важным остановиться на факторах, которые влияли на работу парламента.
Самым важным фактором здесь является мотивация, а точнее ее отсутствие у многих депутатов. Люди не всегда понимают, зачем они пришли в молодежный парламент, этот этап их общественно-политической деятельности зачастую не вписывается в общую линию развития. В этой ситуации единственной мотивацией остается попадание в парламент ради интереса или статуса, для того, чтобы доказать: «я могу» - себе и другим. Такой мотивации хватает максимум на 3 месяца, после этого человека не видно и не слышно. Субъекты выдвижения – те, кто направил депутата в парламент, как правило, не особо заботятся о том, как он там представляет их интересы, поэтому и ответственности депутат никакой не чувствует. Примеров тому масса, есть у нас такие депутаты, которых даже в лицо не все помнят, потому они почти не участвовали в работе парламента.
Именно поэтому, кстати сказать, в ряде регионов России молодежные парламенты формируются только по партийному принципу. Там с мотивацией все в порядке: либо молодой человек на деле доказывает партии свою конкурентоспособность и идет дальше в своей политической карьере, либо на нем ставится жирный «политически крест».
Я считаю, что настоящий молодой парламентарий не будет ждать указаний, что ему делать и чем заниматься, это должен быть человек, который обладает самостоятельной мотивацией.
В этом году парламент пока формируется по смешанной партийно-общественной системе и у всех субъектов формирования еще есть шанс доказать свою состоятельность. Поэтому я обращаюсь к руководителям этих организаций с просьбой не забывать о своих депутатах, помогать им, контролировать их и спрашивать с них за работу в Молодежном парламенте.
В качестве примера могу сказать, что именно поэтому в этом году партией «Единая Россия» был объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов в депутаты Молодежного парламента III созыва. Ведь известно, что ни чем не дорожит так человек, как тем, что досталось ему с трудом и чего так легко потерять. В конкурсе приняло участие более 70 человек, лучшие из них стали депутатами парламента, остальные вошли в «команду дублеров» и, в случае, если кто-то из депутатов вдруг расслабится – замена последует незамедлительно.
Другим важным фактором, влияющим на работу молодежного парламента, является финансирование.
Для того, чтобы молодые парламентарии могли учиться и развиваться, превращаясь в профессиональных политиков, необходимо регулярное проведение обучающих семинаров, курсов, мастер-классов. В 2008 году для Молодежного парламента II созыва за счет средств областного бюджета был проведен только один вводный семинар. Этого крайне недостаточно и об этом говорили многие депутаты.
При организации социологического исследования «Молодежь Кировской области 2020», мы столкнулись с большими трудностями в обработке результатов, т.к. для этого нужны специальные знания и специализированное программное обеспечение. Ни того, ни другого у депутатов молодежного парламента нет, а обращение за помощью к специалистам, сами понимаете, требует денежных средств.
Однако, нам удалось привлечь средства партнерских молодежных организаций и провести социологическое исследование на высоком качественном уровне.
Вопрос с командировками депутатов молодежного парламента для участия в межрегиональных и международных мероприятиях, удалось решить только ближе к концу работы II созыва. Сейчас проблем с этим у нас нет, и в этом огромная заслуга Председателя Законодательного Собрания В.А. Васильева.
На 2009 год нами была подготовлена смета для финансирования деятельности Молодежного парламента III созыва в размере 190 тыс. руб., но пока вопрос остается открытым. Я надеюсь, что уже в начале следующего года мы активной работой сможем убедить Законодательное Собрание и Правительство области о необходимости регулярного включения финансирования молодежного парламента в бюджет области.
Третьим важным фактором, повлиявшим на работу парламента, можно назвать политическую ситуацию в регионе. Конфликт интересов различных политических сил отразился на деятельности Молодежного парламента не в лучшую сторону. Хотя, на самом деле, объективных предпосылок к этому не было: Молодежный парламент является общественной, а не политической площадкой, а, значит, не принимал и не будет принимать участие ни в каких политических акциях и интригах.
Все эти факторы в течение года оказывали определенное влияние на деятельность Молодежного парламента. Считаю, что депутатам, которые будут работать в III созыве, необходимо знать об этих факторах и учитывать их влияние. Многие из тех, кто уже избран в III созыв, сегодня присутствуют здесь. Друзья! Я желаю вам удачи, успехов и самое главное: никогда не сдавайтесь на пути к своей цели.
В заключение хочу поздравить всех нас и всю Кировскую область с назначением нового губернатора. Никите Юрьевичу Белых 33 года, это человек нового формата, со свежими идеями и новыми подходами в реализации государственной политики. Все это делает его ближе к нам с вами, а значит, открывает возможность для работы в едином ключе.
Также, пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим Новым Годом и Рождеством! Пусть этот год будет для нас успешным. Счастья и благополучия вам и вашим близким!
Спасибо за внимание!