Выступление Председателя Молодежного парламента, руководителя фракции «Молодая Гвардия» Александра Булдакова на заседании круглого стола «Стратегия 2020» (5 сентября, 2008 г., Кировская область):
8 февраля 2008 года Владимир Путин выступил на расширенном заседании Государственного совета с докладом «О стратегии развития России до 2020 года». В стратегии были обозначены новые задачи экономической политики, предъявлены новые требования к государственному и муниципальному управлению, изложены новые подходы к обеспечению безопасности и обороноспособности страны, предложена эффективная модель социального обеспечения граждан.
Сегодня все регионы с большим или меньшим успехом «встраиваются» в общий тренд развития страны, находя свое место в развитии нашего государства. В большинстве регионов приняты свои стратегии развития, а в некоторых уже разрабатываются стратегии по отраслям.
Однако не везде эти процессы протекают гладко. Стратегия развития России носит инновационный характер, а любая инновация – это отход от существующих устоев, некоторый «фактор нестабильности», что не всегда адекватно воспринимается чиновниками регионального уровня.
Часто бывает даже так, что инновации оказываются «вне закона» и требуют изменений или дополнений в действующее законодательство. Иногда случается, что та или иная сфера жизни общества законодательно не отрегулирована на федеральном уровне (например, молодежная политика), в этом случае субъект должен самостоятельно принимать решение о ее регулировании в рамках их полномочий.
Наиболее обидной бывает ситуация, когда те, от кого зависит внедрение инноваций, действуют по принципу «кабы чего не вышло». И в случае, если идея отличается от типичного и традиционного подхода, действуют наверняка, то есть «футболят» ее от себя подальше, чтобы избежать ответственности. Ведь за «отфутболивание» им ничего не грозит, а если идея «прогорит» то придется отвечать.
Еще одна проблема заключается в том, что внедрение инноваций, как правило, требует значительных первоначальных инвестиций. Бюджеты многих регионов дефицитные, и выделять значительные средства на «сомнительные идеи» никто не хочет.
По настоящему же разбираться хорошая идея или плохая желающих мало, чиновники и сотрудники правовых управлений законодательных органов завалены рутинной и зачастую формально-отчетной работой, вникать в инновации у них нет ни времени, ни желания.
Большая надежда в этой ситуации возлагается на молодых депутатов региональных заксобраний. Это люди, которые не только имеют право законодательной инициативы, но и в силу своего статуса могут продвигать «наверх» свежие идеи. Кроме того, молодые депутаты, не являясь впрямую чиновниками, в меньшей степени «зашорены» и не скованы должностными инструкциями. И, главное, что в отличие от чиновников, депутаты ближе к народу и подпитываются в своей работе именно идеями, идущими от избирателей.
Что касается молодежной политики и инноваций в ее реализации, то здесь проблемы схожие. Федерального закона нет, некоторые регионы, ссылаясь «наверх», зачастую опасаются проявлять инициативу, хотя и признают неэффективность того, что делается сейчас, а молодежь тем временем продолжает спиваться, растет число правонарушений и преступлений, совершенных молодыми людьми, реализация кадрового потенциала оставляет желать лучшего. Самые же успешные молодые люди зачастую предпочитают уехать в другие, более комфортные и перспективные регионы.
Но есть регионы, где действуют хорошие законы и эффективные программы в сфере молодежной политики, где молодежь активно вовлечена в развитие своего региона, и речь не только о Москве и Санкт-Петербурге, но и о регионах схожих по своему социально-экономическому положению с Кировской областью, это, например Ульяновская, Пензенская, Ивановская области и др.
Но мы же в одной стране живем! И федеральное законодательство у нас одно. Почему, в то время как одни регионы внедряют инновации и принимают эффективные решения в сфере молодежной политики, другие ссылаются на то, что действующее федеральное законодательство не предоставляет субъектам РФ полномочий по регулированию этой сферы?
Если говорить о Кировской области, то уже давно пришло время реформ в сфере молодежной политики. Действующий региональный закон «О государственной молодежной политике в Кировской области» был принят в 1997 году, его положения значительно устарели и мало соответствуют требованиям современных преобразований. С тех пор многое изменилось: началась административная реформа, был принят знаменитый 131-й закон, появились новые подходы в реализации государственный функций и услуг. Действующий закон ничего из этого не учитывает.
То, что сегодня предложено Молодежным парламентом предполагает стратегический и инновационный подход, т.е. именно то, на что ориентирует нас Президент России и федеральная Стратегия 2020. Мы не просто предлагаем новый закон, мы предлагаем и новую Стратегию молодежной политики региона до 2020 года. Стратегия же, в данном случае, будет является своеобразным механизмом реализации предлагаемого закона. (Подробнее о предлагаемых инициативах читайте здесь).
Эту коллизию может частично разрешить принятие федерального закона «О государственной молодежной политике». Русская пословица гласит, что «обещанного три года ждут». В случае с федеральным законом прошло уже больше пяти лет, именно столько необходимость и возможность его принятия обсуждается в Госдуме и Правительстве РФ, да только «воз и ныне там».
Сегодня, для того чтобы инновации могли получить практическое применение – нужна политическая воля и желание чиновников и депутатов принимать реальные шаги в этом направлении. Необходимо подробнейшим образом рассматривать и оценивать любую новую идею, смотреть дальше трехлетнего бюджета при планировании расходов на внедрение инноваций и оценке их эффективности.
Мы, молодые люди, готовы предлагать инновационные подходы, готовы вкладывать свой потенциал в развитие своих регионов и своей страны, готовы к конструктивному диалогу. И надеемся, что федеральный тренд дойдет таки, до самых удаленных уголков России, и курс на инновации станет не просто «словами из выпусков федеральных новостей», а реальным комплексом мер по развитию экономики и государственного управления конкретных территорий.
Я всерьез настроен сделать парламент самостоятельным субъектом политики области. Моя задача – изменение восприятия парламента со стороны молодежи, введение прямых выборов и создание команды, которая будет состоятельна в решении проблем молодежи.